Посольство Российской Федерации в Королевстве Дания
Кристианиагаде 5, 2100 Копенгаген
тел: (+45) 35 42 55 85 факс: (+45) 35 42 37 41
/Часы работы: пон.- пятн. 9.00 - 18.00

О коррупции в Дании

Согласно Уголовному закону Дании (в редакции от 5 ноября 2024 г. № 1145), умышленное использование служебного положения, а также подкуп лиц с целью получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ предусматривают как административную, так и уголовную ответственность для физических и юридических лиц.

Уголовный закон Дании не содержит прямого понятия «коррупция», однако предусматривает уголовное наказание за такие статьи, как взяточничество, мошенничество, злоупотребление служебным положением и т.д. (ст. 122, 144, 278, 280, 281, 299). 

Согласно ст. 122 Уголовного закона Дании, лицо, предлагающее взятку государственному служащему, может быть наказано штрафом или лишением свободы на срок до 3 лет. Ст. 144 Уголовному закону Дании предусматривает наказание принимающего взятку государственного служащего – штраф или лишение свободы на срок до 6 лет.

Законодательство определяет понятие «подкупа» между частными лицами и сотрудниками частных компаний. Ст. 299 п. 2 Уголовного закона Дании предусматривает ответственность за использование подарков или предоставление какой-либо выгоды, чтобы заставить сотрудника совершить то или иное действие, противоречащее его обязанностям перед компанией. Наказание варьируется от штрафа до лишения свободы сроком на 1,5 года.

Отдельно в датском законодательстве обозначено понятие «конфликт интересов». Оно содержится, например, в законе «О государственных закупках Дании» (в редакции от 06 января 2023 г. № 10), регламентирующем вопросы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд королевства. «Конфликт интересов» определяется ст. 24 п. 18 закона «О государственных закупках Дании» как «ситуация, в которой лицо имеет прямой или косвенный финансовый, экономический или иной личный интерес, который может поставить под угрозу беспристрастность и независимость заинтересованного лица». В 2015 г. законом была введена ответственность заказчика за выявление, предотвращение и урегулирование конфликта интересов при проведении тендера.

Ст. 3 закона «О государственном управлении Дании» (в редакции от 22 апреля 2014 г. № 433) определяет условия возникновения конфликта интересов в работе органов государственной власти. Вмешательство требуется в следующих случаях: 

- если у сотрудника имеется особая личная или финансовая заинтересованность в исходе дела;

- если супруг или другой близкий родственник имеет особую личную или финансовую заинтересованность в исходе дела;

- если сотрудник тесно связан с компанией или юридическим лицом, особо заинтересованным в исходе дела.

Государственные учреждения, профсоюзы и другие организации Дании принимают отдельные «кодексы поведения», в которых устанавливается «нулевая терпимость к коррупции». 

Расследованием коррупционных дел, за исключением международных и транснациональных преступлений, относящихся к компетенции Генеральной прокуратуры и, в частности, отдела по особым экономическим преступлениям, занимается полиция. 

Согласно закону «О полиции» (в редакции от 29 ноября 2019 г. № 1270) любой гражданин имеет право, в том числе анонимно, обратиться в правоохранительные органы с заявлением о проверке того или иного подозрения в коррупции.

Государственные учреждения, частные и общественные организациями, как правило, заявляют о том, что готовности «приветствовать» сообщения о коррупции. Однако на деле это кроет в себе опасность возникновения института доносительства, а также использования предоставленных возможностей для нанесения ущерба конкурентам (как минимум репутационных издержек).

Выявление «конфликта интересов» также представляет серьезную проблему в условиях Дании, поскольку с учетом ограниченности датского рынка большинство компаний являются монополистами в сфере предоставления определенных видов услуг, либо осуществляют определенные виды работ в рамках «неформальной договоренности» с другими датскими предприятиями. В этой связи доказать наличие «конфликта интересов» становится практически невозможным.