23 декабря / 2021
•
Статья Посла России в Дании В.В.Барбина, опубликованная в газете "Политикен" 22 декабря 2021 г.
Безопасность в Европе деградирует. К сожалению, такое развитие событий было предопределено. Развал Советского Союза трактовался Западом как победа в «холодной войне». Россия как правопреемник Советского Союза воспринималась проигравшей стороной. Приоритетом для Запада стало сохранение своего глобального доминирования, решение актуальных международных проблем с позиций силы.
Под мощнейшим ударом оказались институты ООН, в особенности Совет Безопасности. Его главенствующая роль в обеспечении международной безопасности последовательно выхолащивалась. Страны НАТО, не имея мандата СБ ООН, совершили вооруженную агрессию против Югославии. Заявления сегодня о том, что НАТО никому не угрожает, не заслуживают доверия.
Попытки Запада через СБ ООН, где Россия и Китай обладают правом вето, продавить свои установки по вопросам обеспечения международной безопасности провалились.
Однако Запада не оставил попыток добиться для себя эксклюзивного права определять глобальную повестку дня. В международный обиход была запущена концепция «мирового порядка, основанного на правилах». Международное право как основа международных отношений оказалось отодвинутым в сторону. «Золотым стандартом» провозглашены некие правила, которые вырабатываются не в стенах ООН, а на других площадках странами-единомышленниками. Они же их и применяют по своему усмотрению и сугубо в тех случаях, когда выгодно.
Разделение мира на «своих и чужих» привело к фрагментации международной и европейской безопасности, поставило многие страны перед искусственным выбором. Возобладала логика - кто не с нами, тот против нас.
Запад сделал ставку на изменение ситуации в военной сфере в свою пользу. Отсюда - выход США из Договора по ПРО, ДРСМД, ДОН,продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам России. При этом заверения о трансформации НАТО из военного в преимущественно политический союз забыты. Строительство европейской и международной безопасности на равной и договорной основе стало для Запада неинтересным.
Дания заявляет о вызове своей безопасности из-за создания на Архипелаге Земля Франца Иосифа, расположенного в двух тысячах километрах от Гренландии, российской военной базы со взлетной полосой, которую могут использовать боевые самолеты.
Однако приграничная с Россией военная инфраструктура НАТО, - например, военный аэродром Тапа в Эстонии, находящегося в трехстах километрах от Санкт-Петербурга и с подлетным временем менее 20 минут, - не может и не должна, по убеждению стран альянса, являться вызовом безопасности России.
На территории Румынии и Польши осуществлено развертывание универсальных пусковых комплексов США, которые могут оснащаться ракетами как класса «земля-воздух», так и «земля-земля». Ведутся регулярные облеты российских границ самолетами стратегической авиации США. Обеспечено ротационное присутствие в Черном море кораблей стран НАТО с ракетными комплексами, позволяющими иметь в зоне поражения объекты в глубине российской территории. Вблизи границ России увеличилось число и масштабы военных учений НАТО. Происходит военное освоение НАТО территории соседних с Россией государств, в том числе и не являющихся членами альянса.
На протяжении многих лет попытки России приступить совместно с НАТО к выработке взаимоприемлемых решений в сфере политики безопасности оставались тщетными. НАТО игнорировало российские инициативы об отводе районов оперативных учений от линии соприкосновения Россия-НАТО, согласовании предельно допустимой дистанции сближения боевых кораблей и самолетов для предотвращения опасной военной деятельности.
Ситуация в сфере европейской безопасности накалена, однако НАТО было глухим к призывам России возобновить регулярный диалог по военной линии.
По-прежнему актуальным остается российское предложение к США присоединиться к одностороннему мораторию России на развертывание РСМД в Европе, согласовать и ввести необходимые меры по проверке выполнения обоюдных обязательств. Россия настаивает на неразмещении США и странами НАТО на территории соседних государств ударных систем вооружений, которые создают угрозу для её национальной безопасности.
Россия предлагается строить европейскую безопасность не против, а совместно. Следует вернуться к положениям Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Стамбульской хартии европейской безопасности 1999 года, в которых содержатся обязательства руководителей европейских государств о неукреплении безопасности одних за счет безопасности других. Исходя из этого, странам НАТО необходимо дезавуировать решение Бухарестского саммита НАТО 2008 года о том, что «Украина и Грузия станут членами НАТО».
Эти ключевые российские предложения отражены в проектах договора между Россией и США о гарантиях безопасности и соглашении о мерах обеспечения безопасности России и государств-членов НАТО. На встрече 15 декабря в Москве заместитель Министра иностранных дел России С.А.Рябков вручил заместителю Госсекретаря США К.Донфрид эти документы. Их тексты обнародованы. В дипломатической практике это беспрецедентный случай. Однако теперь отмолчаться, как бывало прежде, не получится.
Инициативы России нацелены на то, чтобы при помощи политико-дипломатических усилий отвести отношения с НАТО от опасной черты. Необходимо совместно прервать движение по порочному кругу, остановить дальнейшую эскалацию напряженности. Важно безотлагательно сесть за стол переговоров, вернуться к формированию европейской безопасности на основе взаимных юридических гарантий.
В.Барбин
Под мощнейшим ударом оказались институты ООН, в особенности Совет Безопасности. Его главенствующая роль в обеспечении международной безопасности последовательно выхолащивалась. Страны НАТО, не имея мандата СБ ООН, совершили вооруженную агрессию против Югославии. Заявления сегодня о том, что НАТО никому не угрожает, не заслуживают доверия.
Попытки Запада через СБ ООН, где Россия и Китай обладают правом вето, продавить свои установки по вопросам обеспечения международной безопасности провалились.
Однако Запада не оставил попыток добиться для себя эксклюзивного права определять глобальную повестку дня. В международный обиход была запущена концепция «мирового порядка, основанного на правилах». Международное право как основа международных отношений оказалось отодвинутым в сторону. «Золотым стандартом» провозглашены некие правила, которые вырабатываются не в стенах ООН, а на других площадках странами-единомышленниками. Они же их и применяют по своему усмотрению и сугубо в тех случаях, когда выгодно.
Разделение мира на «своих и чужих» привело к фрагментации международной и европейской безопасности, поставило многие страны перед искусственным выбором. Возобладала логика - кто не с нами, тот против нас.
Запад сделал ставку на изменение ситуации в военной сфере в свою пользу. Отсюда - выход США из Договора по ПРО, ДРСМД, ДОН,продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам России. При этом заверения о трансформации НАТО из военного в преимущественно политический союз забыты. Строительство европейской и международной безопасности на равной и договорной основе стало для Запада неинтересным.
Дания заявляет о вызове своей безопасности из-за создания на Архипелаге Земля Франца Иосифа, расположенного в двух тысячах километрах от Гренландии, российской военной базы со взлетной полосой, которую могут использовать боевые самолеты.
Однако приграничная с Россией военная инфраструктура НАТО, - например, военный аэродром Тапа в Эстонии, находящегося в трехстах километрах от Санкт-Петербурга и с подлетным временем менее 20 минут, - не может и не должна, по убеждению стран альянса, являться вызовом безопасности России.
На территории Румынии и Польши осуществлено развертывание универсальных пусковых комплексов США, которые могут оснащаться ракетами как класса «земля-воздух», так и «земля-земля». Ведутся регулярные облеты российских границ самолетами стратегической авиации США. Обеспечено ротационное присутствие в Черном море кораблей стран НАТО с ракетными комплексами, позволяющими иметь в зоне поражения объекты в глубине российской территории. Вблизи границ России увеличилось число и масштабы военных учений НАТО. Происходит военное освоение НАТО территории соседних с Россией государств, в том числе и не являющихся членами альянса.
На протяжении многих лет попытки России приступить совместно с НАТО к выработке взаимоприемлемых решений в сфере политики безопасности оставались тщетными. НАТО игнорировало российские инициативы об отводе районов оперативных учений от линии соприкосновения Россия-НАТО, согласовании предельно допустимой дистанции сближения боевых кораблей и самолетов для предотвращения опасной военной деятельности.
Ситуация в сфере европейской безопасности накалена, однако НАТО было глухим к призывам России возобновить регулярный диалог по военной линии.
По-прежнему актуальным остается российское предложение к США присоединиться к одностороннему мораторию России на развертывание РСМД в Европе, согласовать и ввести необходимые меры по проверке выполнения обоюдных обязательств. Россия настаивает на неразмещении США и странами НАТО на территории соседних государств ударных систем вооружений, которые создают угрозу для её национальной безопасности.
Россия предлагается строить европейскую безопасность не против, а совместно. Следует вернуться к положениям Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Стамбульской хартии европейской безопасности 1999 года, в которых содержатся обязательства руководителей европейских государств о неукреплении безопасности одних за счет безопасности других. Исходя из этого, странам НАТО необходимо дезавуировать решение Бухарестского саммита НАТО 2008 года о том, что «Украина и Грузия станут членами НАТО».
Эти ключевые российские предложения отражены в проектах договора между Россией и США о гарантиях безопасности и соглашении о мерах обеспечения безопасности России и государств-членов НАТО. На встрече 15 декабря в Москве заместитель Министра иностранных дел России С.А.Рябков вручил заместителю Госсекретаря США К.Донфрид эти документы. Их тексты обнародованы. В дипломатической практике это беспрецедентный случай. Однако теперь отмолчаться, как бывало прежде, не получится.
Инициативы России нацелены на то, чтобы при помощи политико-дипломатических усилий отвести отношения с НАТО от опасной черты. Необходимо совместно прервать движение по порочному кругу, остановить дальнейшую эскалацию напряженности. Важно безотлагательно сесть за стол переговоров, вернуться к формированию европейской безопасности на основе взаимных юридических гарантий.
В.Барбин