Посольство Российской Федерации в Королевстве Дания
Кристианиагаде 5, 2100 Копенгаген
тел: (+45) 35 42 55 85 факс: (+45) 35 42 37 41
/Часы работы: пон.- пятн. 9.00 - 18.00
11 февраля

Статья Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Дании В.В.Барбина, опубликованная на сайте новостного портала "Альтингет" 11 февраля 2021 г.

НАТО и свобода судоходства в Арктике

Государства НАТО обосновывают наращивание военно-морской активности в Арктике необходимостью обеспечения там свободы судоходства. С такими утверждениями выступают и датские представители.

Однако правомерными ли являются подобные заявления применительно к Северному Ледовитому океану, который существенно отличается по условиям судоходства от других районов Мирового океана? Речь при этом идет не только об особо суровых климатических условиях и наличии льдов. В сравнении с южными морями свобода судоходства в высоких широтах никогда не сталкивалась с угрозами терроризма или пиратства. Не было и случаев противоправной деятельности прибрежных или иных государств по воспрепятствованию судоходства в Арктике. Напротив, арктические транспортные маршруты всегда рассматривались с этой точки зрения как самые безопасные.

Обеспечение свободы судоходства с использованием военного потенциала было необходимым для успешной борьбы с пиратством в Аденском заливе. В этих усилиях международного сообщества принимала участия и Россия. Их отличительной особенностью было формирование широкой международной коалиции и содействие со стороны прибрежных государств.

Борьба с пиратством сегодня актуальна для Гвинейского залива. Вклад в мобилизацию международных усилий по противодействию этой угрозе намерена внести и Дания.

Международное право гарантирует всем государствам свободу судоходства и, безусловно, ограничение этого права не должно оставаться без должной реакции со стороны международного сообщества. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года свобода судоходства - одна из свобод открытого моря. Никто и никогда не пытался оспаривать эту свободу в Северном Ледовитом океане в пространствах за пределами национальной юрисдикции. Неизвестно ни одного случая неправомерного задержания судов, осуществляющих свободу судоходства в открытом море в Северном Ледовитом океане. Не было также ни одного дела, рассмотренного международными судебными инстанциями по поводу факта подобного задержания. В этой связи возникает вопрос к государствам НАТО: «Что именно они намерены обеспечивать в Арктике с использованием военно-морского потенциала, если угрозы свободе судоходства на практике просто не существует?»

Еще больше недоумения возникает по поводу военно-морских учений НАТО в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Российской Федерации в Баренцевом море в сентябре 2020 года, также проходивших под лозунгом обеспечения свободы судоходства. Досадно, что в них принимала участие и Дания. Такие действия не только не способствуют укреплению доверия между арктическими государствами, но формируют на международной арене искаженное представление о реальной обстановке в Арктике.

Свобода судоходства в ИЭЗ не ограничена, хотя должна осуществляться на условиях предусмотренного Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года особого правого режима ИЭЗ, наделяющего прибрежное государство рядом суверенных прав и юрисдикций, а также обязательств в некоторых видах деятельности.

Проведение военно-морскими силами иностранных государств учений в ИЭЗ другого государства международным правом не запрещено. Однако к обеспечению свободы судоходства такая деятельность никакого отношения иметь не может в силу того, что угроз для неё в пределах ИЭЗ Российской Федерации не существует.

Более того, проведение военно-морских учений в ИЭЗ Российской Федерации под руководством внерегиональных государств противоречит декларируемой арктической «пятеркой», в частности, в Илуллиссатской декларации, цели сохранения Арктики в качестве региона мира, а также заявляемой их ведущей роли в управлении регионом и развитии там международного сотрудничества.

Россия исходит из того, что существующие нормы международного права в состоянии гарантировать в Арктике права как прибрежных, так и других государств. Рассчитываем, что такого же мнения придерживаются и наши соседи по арктическому региону. Прибрежным арктическим государствам важно бережно относиться к использованию имеющихся международно-правовых инструментов, не допускать их применения в целях, которые противоречат задачам по сохранению Арктики как региона низкой напряженности.