Посольство Российской Федерации в Королевстве Дания
Кристианиагаде 5, 2100 Копенгаген
тел: (+45) 35 42 55 85 факс: (+45) 35 42 37 41
/Часы работы: пон.- пятн. 9.00 - 18.00

О Северном морском пути

Россия и российские арктические проекты находятся под многочисленными санкциями со стороны США и ЕС. Однако реализация стратегических целей России по комплексному освоению Арктики и её сырьевого потенциала идет полным ходом.

Особое внимание уделяется развитию Северного морского пути (СМП) в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации. СМП призван обеспечить успешное развитие арктических регионов России, а также связать надежным маршрутом богатую природными ресурсами Арктику и стремительно развивающийся Азиатский регион.

На основе принятого в 2022 г. российским правительством Плана развития СМП до 2035 г. осуществляются меры по расширению базы грузоперевозок (осваиваются новые месторождения), развитию морской, железнодорожной, автомобильной, аэродромной инфраструктуры, а также строительству новых морских терминалов для перевалки СПГ, газового конденсата, нефти, угля, руды, а также контейнеров.

Особое внимание уделяется строительству судов ледового класса различного назначения. В частности, в декабре 2024 г. первый построенный на российской верфи СПГ- танкер вышел на морские испытания. Планируется, что он начнет работу на арктических СПГ проектах уже в первой половине 2025 г. Вскоре к морским испытаниям приступит еще один российский СПГ - танкер.

Наращивается группировка ледоколов. Помимо обычных ледоколов в настоящее время в строю 7 атомных ледоколов. В стадии строительства еще 4, в том числе ледокол «Россия» с атомной энергетической установкой в 120 МW.

Атомными энергетическими установками будут оснащаться также и других суда, например, по обслуживанию ледоколов.

В акватории СМП работает и плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов», которая обеспечивает энергией населенные пункты и разработку месторождений на Чукотке.

Безусловный приоритет в развитии СМП - обеспечение безопасности судоходства. Начато развертывание в космосе группировки спутников для получения гидрометеорологических данных, обеспечения широкополосного доступа к сети интернет. Совершенствуются математические модели изменения ледового покрова. Ведется строительство гидрографических судов. Осуществляются значительные инвестиции в развитие аварийно- спасательной инфраструктуры, включая строительство аварийно- спасательных и буксирно-спасательных судов, а также лоцмейстерских судов.

Ведется подготовка с участием зарубежных партнеров к запуску проекта Евроазиатского транзита контейнеров по СМП. На первом этапе его реализации планируется построить 9 контейнеровозов ледового класса, каждый из которых может брать на борт до 6 тыс. контейнеров. Будут также сооружены два контейнерных терминала в Мурманской области и на Дальнем Востоке, т.е. с обоих концов СМП. Мощность каждого контейнерного терминала рассчитана на обработку до 10 млн тонн грузов в год.

В июне 2023 российская корпорация «Росатом» (оператор СМП) и китайская судоходная компания «Hainan Yangpu NewNew Shipping Company» подписали соглашение о намерениях организации круглогодичного контейнерного маршрута между портами России и Китая по СМП. В сентябре 2023 г. российский атомный ледокол «Урал» сопроводил сухогруз «Smoke» и контейнеровоз «NewNew Star» (вмещает 3534 TEU) через Восточно - Сибирское море.

Самым большим контейнеровозом, который воспользовался СМП в 2024 г., был Flying Fish 1 (ледовый класс – 1СЕ 1, длина - 294 м,
осадка – 12,3 м, грузовая вместимость 4843 TEU). СМП доказал свою пригодность и безопасность для плавания по этому маршруту крупнотоннажных судов с глубокой осадкой.

Ежегодно растет объем грузопотока по СМП. В 2022 г. было перевезено 34,117 млн тонн, 2023 г. - 36,254 млн тонн, 2024 г. - 37,894 млн тонн. В 2024 г. было совершено 92 транзитных рейса, перевезено более 3 млн транзитных грузов (почти в 1, 5 раза больше, чем в 2023 г.). Ежегодный рост грузопотока по СМП, включая транзитные перевозки, свидетельствует о его экономической привлекательности.

Усиливается и интерес со стороны других стран к развитию СМП и использованию этого маршрута для доставки грузов между Европой и Азией. В 2024 г. состоялись заседания российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству по СМП, а также российско-китайской подкомиссии по СМП.

В 2024 г. суда из 15 стран обратились за разрешением для плавания в акватории СМП, было выдано 1312 разрешений (2023 г. - 1219), случаев отказа не было (2023 г. - 1).

Российские подходы к использованию СМП отличаются прозрачностью. В общем доступе на постоянной основе размещается актуальная информация о ледовых и погодных условиях, ледокольной и лоцманской проводках, движении судов, функционировании систем связи и обеспечения судоходства, результатах рассмотрения заявок о выдаче разрешений на плавание в акватории СМП.

СМП - это экологически безопасный маршрут, что подтверждается результатами исследований. В целом коммерческое арктическое судоходство не оказывает значимого отрицательного воздействия на морские экосистемы в акватории СМП.

Осуществляя огромные инвестиции в Арктику, Россия заинтересована в том, чтобы обстановка в регионе оставалась стабильной и предсказуемой, и выступает против попыток привнесения туда конфронтационных подходов.